
На строительную площадку Marica в австралийском штате Новый Южный Уэльс доставлены ротор и главный привод туннелепроходческого комплекса TBM Monica. Прибытие оборудования знаменует важный этап в реализации масштабного проекта по расширению гидроаккумулирующей станции Snowy 2.0. Этой машине предстоит проложить нижний участок подводящего туннеля диаметром 9,9 метра, который соединит водохранилище Тантангара с подземным машинным залом электростанции, расположенным на глубине около 850 метров.
Логистическая операция по доставке компонентов стала событием регионального масштаба. Самый тяжелый элемент – главный привод весом 207 тонн и шириной восемь метров – был перевезен из крупного промышленного порта Порт-Кембла к югу от Сиднея на специальном 73-метровом трейлере, оснащенном 152 колесами. Проезд автоколонны вызвал большой интерес у общественности: более полутора тысяч жителей города Кума, считающегося воротами в Снежные горы, вышли на улицы, чтобы увидеть транспортировку негабаритного груза. Компания Snowy Hydro организовала для населения специальную площадку для наблюдения.
Всего для доставки узлов TBM Monica потребуется более 140 рейсов спецтранспорта. На площадку уже прибыли ротор, секции оболочки щита и технологические порталы. После полной сборки в монтажной камере длина комплекса составит 178 метров. Он будет оснащен восемью прицепными платформами и вспомогательными системами, обеспечивающими непрерывный процесс проходки и установки сегментов обделки. Ввод оборудования в эксплуатацию запланирован на начало 2026 года.
Комплекс прошел длительный этап проектирования и производства. В июле он успешно выдержал заводские приемочные испытания на предприятии Herrenknecht в Китае. Инженеры адаптировали конструкцию машины для работы в сложных геологических условиях. Щит способен преодолевать зоны тектонических разломов, участки с нестабильным, сдавливающим грунтом и высоким давлением подземных вод. Технический надзор за сборкой и дальнейшей работой механизма осуществляют специалисты компании SMEC.
TBM Monica стал четвертым и последним проходческим щитом, который присоединится к парку техники проекта Snowy 2.0. Свое имя машина получила в честь местной школьницы Моники Бриммер, которая планирует стать инженером и выиграла конкурс, посвященный искусству и культуре коренных народов. Ввод нового комплекса позволит увеличить темпы проходческих работ и соблюсти график строительства, предусматривающий завершение проекта в декабре 2028 года.
Сам проект Snowy 2.0 представляет собой крупное расширение существующей гидроэнергетической схемы, являющейся одним из важнейших инженерных активов Австралии. Он свяжет два водохранилища – Тантангара и Талбинго – через 27 километров водных туннелей и новую подземную электростанцию. Это обеспечит регион дополнительными мощностями для хранения и генерации возобновляемой энергии.